Глава VI. Ян-Майен Володи Рыжова

Не томи ты мне душу, пурга,

Мне опять уходить в этот вечер.

Предо мною Ян-Майна снега,

Никого в том краю я не встречу.

Я привык тосковать в тишине,

Я привык к этой шири безбрежной.

Но и ты помоги чуть-чуть мне —

В море чайкой примчись белоснежной.

Ходовые огни зажжены,

Телеграф переведён на «полный».

Хорошо, что не видела ты,

Как гуляют по палубе волны.

(Переделанная Чонгаром Раптовским

песня из забытого кинофильма)

В 1960 году мы, выпускники судоводительского отделения, набрали необходимый плавценз и получили первый рабочий диплом — штурмана малого плавания. С этим дипломом большинство из нас стало работать третьими помощниками капитанов на СРТ (средний рыболовный траулер).

Мой друг Володя Рыжов попал на СРТ-4181 «Черняховск». Капитаном на нём был Смирнов Василий Иосифович, вторым штурманом — Емельяненко Николай Николаевич, бывший капитан, хороший промысловик, но разжалованный за пьянку.

В августе-сентябре дрифтерный флот облавливал сельдь, поднимаясь высоко за Полярный круг. Плавбазы, принимающие солёную рыбу от СРТ, старались найти прикрытие от ветра за скалистым берегом маленького острова Ян-Майен (71 градус 00 минут северной широты и 8 градусов 23 минуты западной долготы). Этот остров длиной 39 миль, шириной 9 миль с потухшим вулканом в 2277 метров высоты был впервые открыт английским мореплавателем Генри Гудзоном (Henry Hudson) в 1607 году. Настоящее название остров получил от имени датского капитана-китобоя Яна Майена (Yan Mayen), который в 1611–1635 годах организовал здесь базу для вытопки китового жира. Кстати, в английской энциклопедии издания 1971 года говорится, что остров назван в честь датчанина Майена, который открыл его в 1610 году. А в энциклопедии 2002 года англичане спохватились и приписали открытие своему земляку.

Безжизненный клочок земли в 1929 году был аннексирован Норвегией, и на нём время от времени находилась метеорологическая группа. США также держали этот остров под контролем на всякий случай. Мне довелось обойти Ян-Майен несколько раз на плавбазе «Новая Земля», где я был четвёртым штурманом. Маяка на острове не было. Он, казалось, никому не был нужен. Кроме советских судов да американских «корсаров», никто не приближался к этой большой скале, лежащей в стороне от морских путей.

…«Черняховск» уже неделю не имел обсервованного места. Северная Атлантика не любит ясных дней. «Поэтому и селёдки здесь много», — шутили моряки. Груз набрали быстро. 800 бочек солёной жирной сельди покоились в трюме, и судно снялось на выгрузку, к плавбазам, находящимся у NW части Ян-Майена. В день снятия, 8 сентября, заштромило до 8 баллов от SW. Мелькнувшее среди туч «рваное» солнышко позволило Володе схватить его в секстан и посадить на не совсем чёткий горизонт. Место получилось с большими переносами, где-то 25–28 миль. Капитан посмотрел на обсервацию, поставил знак вопроса и приказал вести счисление от старого места. А зря. Один из моих первых капитанов Третьяков Виктор Егорович, просматривая мои астрономические вычисления, в которых даже я сомневался, каждый раз говорил: «Всё может быть». Это «всё может быть» — очень важный аргумент для любого судоводителя. Золотое правило «считай себя ближе к опасности» маячило за этим «всё может быть». Но в описываемом случае правило было нарушено. Вечернюю вахту в 20.00 Володя принял у старпома Трушкина. По счислению до Ян-Майена было 50 миль. Предварительная прокладка на карте обязывала за 20 миль до острова лечь на курс 90 градусов, обойти его с юга и затем повернуть на NE вдоль берега, так как плавбазы уже находились на севере. Капитан со вторым штурманом (коллега всё-таки — капитан, только разжалованный), кажется, немножко расслаблялись, т. е. выпивали, обмывая первый груз. В положенное время, согласно счислению, Володя изменил курс на ост.

«Где-то в 23.30 я заметил впереди какой-то огонёк», — рассказывает Володя в своём письме (далее следует Володино описание с небольшими сокращениями). «Я стал наблюдать за ним. Огонь то появится, то исчезнет. Видимость была неважная, внизу — какая-то дымка, выше — вроде яснее. Я предполагал, что это какое-то судно возвращается от плавбаз или, может быть, не все плавбазы перешли на север. Короче, характер огней был мне непонятен. В 23.45 мой рулевой пошёл поднимать очередную вахту. Я остался на мостике, у штурвала, один. Было включено палубное освещение, волны захлёстывали палубу тяжело загруженного траулера, и рулевому было опасно перебегать в носовые кубрики. Сетки вдоль бортов в те годы ещё не натягивали. Судно, которое уже было на траверзе правого борта, подавало какие-то световые сигналы. Только спустя несколько лет я понял: это было«—» (точка, точка, тире), что по МСС (Международный свод сигналов) значило: «Ваш курс ведёт к опасности». Через левое окно я увидел горы в дымке. Свищу капитану. Свистел долго, пока, наконец, тот не ответил. Время, помню, было 23.50. Рулевой ещё не вернулся. Свет на палубе мешает видеть что-либо впереди, внизу — туман, дымка, а выше — горы просматриваются.

«Василий Иосифович, — говорю капитану, — поднимитесь, пожалуйста, на мостик. У меня непонятная ситуация: справа какое-то судно, то ли на ходу, то ли на якоре — не пойму; слева вижу очертания гор, и мне не ясно, где мы». — «Николай Николаевич (второй штурман) ещё не поднялся?» — «Нет, — отвечаю, — и рулевого я отпустил будить вахту, он ещё не вернулся». На это всё капитан отвечает: «Поднимется второй штурман — разберётся» и повесил трубку. В это время в рубку заходит рулевой, уже новый. Я бросил ему штурвал, высунулся по пояс в открытое окно у телеграфа; вижу — эти горы быстро бегут на корму, т. е. пеленг быстро меняется, значит, земля где-то близко. Пока эта мысль зрела, прямо по курсу услышал характерный шум прибоя и увидел пену наката. Делаю машине «Стоп» и тут же «Полный назад». Двигатель застопорился, но «Назад» механики его запустить не сумели.

Мы шли по волне, ветер 7–8 баллов. Высокий вал приподнимает наше судно и бросает на грунт. Содрогается корпус, мачты, по палубе — дробь от камней, которые идут с волной, судно начинает крениться на правый борт. Первым, помню, появился старший механик с вопросом: «Сети на винт намотали, что ли?» Где-то на палубе сверкнуло изумрудом короткое замыкание — и свет по всему судну погас.

Рулевой матрос вылез через окно рубки в «курятник» (площадка перед рубкой, где хранились буи для дрифтерных сетей) и стал связывать из буёв плотик. Все люди, которые жили в корме, сбились в рулевой рубке. Орут мне: «Давай сигнальные ракеты!» Каким-то образом я нашёл на верхнем мостике запаянный ящик с пиротехникой, топором открыл его и начали пускать с рук все типы ракет. Радист Василий Гузеров на аварийном передатчике дал «SOS», хотя где мы, никто не знает.

Сплошная темнота, судно периодически ударяется о грунт, на палубе с каждым накатом волны гремит дробь камней, крен увеличивается. Вся команда в жилетах, кое-кто — с чемоданами. Люди в носовых кубриках оказались отсечёнными. Металлический спасательный плотик, хранящийся всегда на крыше капа, упал между мачтой и капом и заклинил двери (можно представить ощущение «пленников».). Кто-то ранее успел выскочить из носа, залез на носовую мачту по вантам с выбленками, орёт: «Дайте круг спасательный!», а мачта уже почти параллельна воде. Одним словом, паника в первые минуты была приличная. Не было никакого командования. Полная неизвестность — то ли судно опрокидывается, то ли разламывается. Штормовая волна была большая, и накат продолжал приподнимать нос и с силой ударять о грунт. Крен был уже больше 40 градусов на правый борт. По вертикальной переборке можно было легко передвигаться. Кто-то выбросил за борт пару буёв, и когда волна отхлынула, все увидели, что буи лежат на песке. Но мы не знали, что это пляж. Думали — просто отмель, и судно всё равно может опрокинуться.

Я и двое курсантов спрыгнули на обнажившуюся отмель, нам подали вожак — толстый сизальский канат, чтобы мы его закрепили где-нибудь за камень.

Мы втроём тащим вожак, нас поддаёт набежавшей волной, мы в «проолифенках», по горло в воде, вода возле судна бурлит и шумит, но мы закрепили вожак за валун. Люди с чемоданами и вещами стали переправляться на берег, держась за вожак. Судно лежало на борту, и находиться на нём было тяжело. Да и волна продолжала бить, продвигая «Черняховск» всё дальше и дальше от уреза воды.

Тяжело вспоминать всё это через много лет. Радист, помню, кричит на аварийном передатчике что-то с просьбой о помощи. Ему в ответ спокойный голос: «Успокойся, скажи, где вы находитесь?» Радист — к капитану, капитан — ко мне. Я даю последнюю счисленную точку на 00 часов 00 минут (сели на мель в 00.05). Она в 20 милях от острова. 2-й помощник капитана восстанавливает прокладку от моей последней обсервации, которую капитан не принял для счисления, и место судна оказывается… на южной оконечности острова Ян-Майен, в бухте Сёр-Букт, на маленьком пляже-пятачке, единственном на острове. Рядом скалы Шушер, шаг влево или вправо — и была бы гибель (Володя, друг мой, ты родился в рубашке!). Так что я до сих пор горд своим определением по «рваному» солнышку при плохом горизонте. Но эти тщеславные мысли приходили позже, а тогда была очень суровая действительность.

Под утро весь экипаж был на пляже. Обустроили палатку, матросы принесли с судна посуду, продукты.

Ветер и волна потихоньку стихли, и к вечеру судно лежало на боку в 30–40 метрах от воды. Винт, руль — в нормальном состоянии, были лишь небольшие плавные вмятины корпуса в районе машинного отделения. Исправное судно лежит на песчаном пляже, как бы загорает.

Руководство промысла решило спасти судно, стащить его на воду. По дипломатическим каналам было получено разрешение Норвегии на эту операцию. И она началась. Подошли два аварийно-спасательных буксира — «Смелый» и «Стемительный». Механики запустили на судне вспомогательный двигатель, чтобы выбирать шпилем тяжёлые буксирные канаты. Охлаждение сделали из питьевых цистерн. Когда канаты обрывались, мы использовали линеметательную установку. Я научился стрелять из этих пушек, они тогда были громоздкими.

Два буксира не сумели даже с места сдвинуть «Черняховск». Вскоре подошла плавбаза «Советская Литва», её, кажется, только получили с новостроя. Капитан Пакулин Никифор Александрович высадил на берег бригаду моряков с лопатами. Они расчистили судно от песка и сделали «канал» почти до воды. Наш экипаж тем временем выгрузил 800 бочек солёной сельди на пляж, чтобы облегчить судно. Из брёвен, собранных на пляже (было несколько полуразрушенных избушек, видимо, китобои когда-то жили здесь), выложили слип до воды. Брёвна намазали солидолом, буксирные троса натянулись — и судно под уханье моряков «Ну-ну, давай, тяни!» развернулось носом в сторону воды. Но этому радовались недолго. Буксиры рвались, а на сращивание их уходило много времени. Наконец плавбаза «Приволжск» доставила из Клайпеды специальный толстый трос. Все эти действия длились уже больше недели. Нас свозили на «Советскую Литву», помыли, покормили, дали продукты.

В эту бухту неоднократно заходил американский фрегат, который в трагическую ночь был здесь. Его вертолёт периодически поднимался в воздух и садился возле нас на пляже, наблюдая за спасательными работами. Потом с фрегата высадили на берег большой десантный катер, загнали его на песок и затем начали стаскивать на воду. Я думаю, американцы показывали нам, как надо спасти траулер. На вертолёте они доставили два небольших гидромонитора, размыли быстро в песке канал до уреза воды, и катер вышел в бухту. Эта операция заняла у них сутки. Потихоньку мы стали общаться с американскими моряками. Они угощали нас кофейком из портативных термосов, наливая его в пластиковые стаканчики. Для нас это было в диковинку, как и разовая посуда — вилки, ложки, ножи. Сигареты были в прорезиненных упаковках, полярное снабжение, одним словом (они, США, уже тогда поджидали момента дать русским пощёчину, и, в первую очередь, Путину — утопить нашу атомную подлодку «Курск». — Прим. автора). Видя, что у нас плохо с продуктами, вертолётчики спустили нам ящик с консервами. Тогда был пик холодной войны — недавно сбили их Пауэрса — лётчика-шпиона. Так что мы общались осторожно.

Капитан Пакулин решил рискнуть — дёрнуть рывком. С «Советской Литвы» было подано два буксирных троса, со «Смелого» — один. Напряжённая минута, вторая — и вдруг «Черняховск» пополз. Ещё мгновение — и он закачался на глубокой воде.

Мы стали на якорь в этой бухте. Связали из надувных буёв приличный плотик, на нём сняли с берега всю солёную сельдь и вскоре своим ходом пошли в Клайпеду.

Был суд. Я получил год условно с выплатой 5 тысяч рублей и потом год — 15 % удержаний с зарплаты. Капитан Смирнов получил один год тюрьмы. Его арестовали прямо в зале суда. Он отсидел полгода, потом, говорят, работал в рыбколхозе».

Дальше Володя пишет о том, что он также был лишён на год рабочего диплома, и ему пришлось делать рейс матросом на СРТ-4389 (капитан В.Е. Третьяков) и рейс — помощником рыбмастера на СРТ-3216 «Дубингяй» (капитан В.М. Якименко).

«В общем, глупая авария, — заканчивает Володя своё письмо. — Положи я руль право на борт на обратный курс или не отпусти рулевого — аварии избежали бы. Но всё-таки капитан должен был подняться на мостик по зову штурмана».

Последнее предложение — самое грустное из всего рассказа Владимира Михайловича Рыжова, капитана дальнего плавания, капитана, родившегося в рубашке.