С первой победой

17 октября 1941 года подводная лодка М-35 прибыла в прибрежный район для действий на коммуникации противника между портами Констанца и Сулина. Здесь мы оказались впервые.

К утру форсировали вражеские минные заграждения, определили свое место по береговым предметам. На следующий день маневрировали к северу от Констанцы. В 13 часов увидели дым со стороны порта. Через час увидели три буксира. Объявлена боевая тревога! Начали маневрирование для сближения с буксирами.

Конвой из трех буксиров, каждый буксир тянет по две большие баржи. На баржах видны люди и пушки. Над буксирами летает гидросамолет и истребитель.

В 16 часов 33 минуты произвели залп одной торпедой по головной барже второго буксира с дистанции 4 кабельтовых.

Через шесть минут выпустили вторую торпеду по второй барже с дистанции 3 кабельтовых.

Однако мы допустили просчет: торпеды не попали в цель из-за малой осадки барж. Торпеды были установлены на глубину хода два метра, и в результате они прошли под килем барж.

С наступлением темноты всплыли в надводное положение, легли на курс в базу.

На мостик поднялся комиссар нашего дивизиона подводных лодок Колобаев Михаил Иванович, опытный уважаемый подводниками политработник. Глядя на мое хмурое лицо, сказал: «Не огорчайся, Михаил Васильевич, первый блин всегда комом, впереди у вас, я уверен, будут успешные атаки».

Разговор с комиссаром дивизиона ободрил меня.

На вторые сутки к полудню прибыли в Севастополь. В тот же день погрузили торпеды, пополнили запас топлива и продовольствия.

К рассвету 23 октября мы находились севернее Констанцы.

На третьи сутки обнаружили буксир на дистанции 30 кабельтовых. Затем в том же направлении увидели еще два буксира, все они идут в нашу сторону курсом, параллельным берегу.

Начали маневрирование для сближения с буксирами, легли на курс 280 градусов. Через двадцать минут сблизились с курсом буксиров до 4 кабельтовых. На перископной глубине касаемся грунта. Над буксирами летает самолет. Буксиры тянут по две небольших баржи, на палубе их видны бочки и доски, на корме немецкий флаг.

Начинает темнеть, самолетов не видно, буксиры идут впереди нас на расстоянии 20 кабельтовых.

Принимаю решение всплыть в позиционное положение, догнать буксиры, открыть артиллерийский огонь по концевым баржам и буксиру.

Мой помощник Юрий Бодаревский соглашается с моим решением. Приглашаю его взглянуть на буксиры. Затем вызываем в центральный пост артиллерийский расчет.

В 18 часов 22 минуты всплыли в позиционное положение.

В 18 часов 26 минут объявляю артиллерийскую тревогу!

Через минуту командир орудия Иван Миргородский докладывает: «Орудие к бою готово!»

У пушки стоят наводчик Николай Климов, установщик прицела Сергей Соловьев, подающий снаряды Леонид Шушманов.

На мостике установлен пулемет, у которого стоит командир отделения рулевых Максим Таран, рядом с ним Александр Морухов с ящиком запасных лент. На вертикальном руле в рубке стоит Виктор Ромашкин. Из центрального поста подают ящики со снарядами Александр Акинин и Виктор Мамаев.

Сближаемся с буксирами, увеличили обороты дизеля до полных. На последнем буксире нас заметили, дают проблесковые сигналы фонарем, мы не ответили.

В 18 часов 48 минут сблизились с последней баржой почти бортами на расстоянии 3 кабельтовых. Наводчик докладывает: «Вижу цель в прицеле!»

— Открыть огонь! — приказал Бодаревскому, управляющему артогнем.

Через секунду прогремел выстрел. Яркое пламя выстрела ослепило артрасчет и всех стоящих на мостике. Второй выстрел произведен с задержкой, ствол орудия откатился не полностью из-за густой смазки. Миргородский вручную открыл замок и вытащил пустую гильзу. То же повторилось после второго выстрела. После третьего откат ствола был нормальный, гильзы выскакивали сами и орудие начало стрелять с полной скорострельностью.

Заметили попадание одного снаряда в баржу, увидели черный дым, но баржа не загорелась.

Лодку качало волной, наводчику было трудно удерживать цель, наши снаряды падали с недолетом или с перелетом. Я подумал, что нашу стрельбу, очевидно, заметили в Констанце.

С буксира начали стрелять из винтовок, услышали свист пуль над мостиком.

— Открыть огонь из пулемета по буксиру! — приказал пулеметчикам.

Сначала пулемет заедало, потом стрельба наладилась, трассирующие пули летели на мостик буксира, выпущена первая лента, заправлена вторая. Стрельба с буксира прекратилась, он начал разворачиваться влево в сторону берега. Таран выпустил вторую ленту.

В 19 часов 15 минут прекратили стрельбу.

Заряжающий Шушманов крикнул: «Катера противника по корме!»

— Все вниз! Срочное погружение!

Артрасчет выбросил за борт стреляные гильзы и ящики от снарядов, спустился в лодку.

Мне некогда рассматривать катера, нужно быстрей погружаться.

Артиллерийская стрельба продолжалась двадцать семь минут. Мы выпустили по противнику сто десять снарядов и две пулеметные ленты, видели четыре попадания в концевую баржу, но она, к сожалению, не загорелась и не утонула. Нашей прицельной стрельбе мешала волна, артрасчет ослепляли яркие вспышки выстрелов.

По данным противника, буксир с баржами после обстрела ушел к берегу на мелкое место. Одна из барж водоизмещением 160 тонн, поврежденная артогнем, была разбита волной, а вторую удалось снять с мели.

На рассвете 27 октября мы погрузились в 5 милях от берега и в 15 милях южнее Сулины.

В 17 часов 10 минут Бодаревский заметил в северной части горизонта дым и доложил мне. Я быстро направился в центральный пост, поднял перископ. Увидел слабый дым на сером горизонте. Решили, что транспорт на ходу, ложимся на курс сближения с ним 110 градусов, увеличили скорость.

Прошел целый час, пока мы выяснили, что транспорт стоит на месте. Вероятно, в момент обнаружения он шел по сулинскому каналу и, выйдя на рейд, начал разворачиваться для постановки на якорь. Некоторое время двигались с опущенным перископом, так как слева был близко берег противника. В ходе маневрирования для сближения с противником определили, что транспорт стоит на месте на внешнем рейде перед входом в порт. Это было судно водоизмещением более 6 тысяч тонн.

Теперь каждый думал одно: «Поскорей бы сблизиться с транспортом! Как бы он не ушел от нас...»

До наступления сумерек оставалось недолго. Мы идем в подводном положении, поднимая время от времени перископ на несколько секунд.

— Не ушел? — с тревогой спрашивали меня из отсеков.

— Стоит, ждет нас, — отвечал я, опуская перископ.

Все мысли — как бы не пропустить транспорт. Всплыть в позиционное положение опасно, близко берег, на нем видны наблюдательные вышки, оттуда нас непременно заметят и тогда сорвется атака.

Мы находимся вблизи мола, ограждающего сулинский канал. Видимость ухудшилась, над водой висят дождевые облака, по корме видны на берегу здания и слабые огни.

Нам необходимо отойти от берега и мола, затем развернуться и лечь на боевой курс. Передаю торпедистам:

— Приготовить торпедные аппараты к выстрелу!

Увеличили скорость до 4 узлов, чтобы быстрей отойти от берега. Нужно торопиться, транспорт может уйти.

Лодка легла на заданный курс. Погружаемся на перископную глубину, чтобы не заметили нас с транспорта и сигнального поста на молу. Проходим под водой семь минут. Командую:

— Всплывать в позиционное положение! Дать малый ход!

Поднимаюсь в рубку, за мной Бодаревский. Открываю люк, выхожу на мостик. Прямо по носу виден большой транспорт.

— Торпедные аппараты, товсь!

Лодка идет на боевом курсе, до транспорта три кабельтовых.

— Пли!

Лодка чуть вздрогнула. Вижу след торпед в сторону транспорта. Дело сделано, нужно уходить.

— Лево на борт!

Лодка начала поворачивать влево.

— Дать полный ход! Всем вниз, погружаться на перископную глубину!

Закрываю люк, спускаюсь в лодку и слышу отзвук сильного взрыва. Во всех отсеках прозвучало «Ура!». Команда ликовала. Первая победа!

Мы уклонялись от транспорта в сторону моря. Пройдя под водой четыре минуты, всплыли в позиционное положение, осмотрелись, поблизости ничего не обнаружили. Пустили дизель, развернулись на юг, стали уходить вдоль кромки минного заграждения противника.

Над транспортом стоял черный столб дыма, в его сторону с поста передавались сигналы белым фонарем.

С берега протянулись световые щупальца прожекторов, зарыскали по поверхности. Луч приближался к нам с правого борта, но, к нашему счастью, прошел под нашими головами, не осветив борт лодки, ограждение мостика и тумбу перископа. Луч прожектора коснулся только верхушки тумбы, мы думали, сейчас нас заметят, но размеры освещенной поверхности были очень малы. Прожекторы долго освещали горизонт. Мы успели разглядеть сторожевой корабль, вышедший из порта в южном направлении. Нас ищут.

Вскоре мы увеличили скорость до полной, продолжаем идти на юг.

Заметили, что корабль стал приближаться, у него была больше скорость.

Через час после залпа мы находились в 7 милях от места атаки.

Вражеский миноносец продолжает идти вдоль берега.

Спросил Юрия Бодаревского, не пора ли нам ложиться на восток, чтобы оторваться от берега и миноносца. Он сообщил, что поворот на восток должен быть через десять минут. Наконец он докладывает:

— Товарищ командир, пришли в точку поворота!

— Лево руля! Ложиться на девяносто градусов!

Благополучно прошли на полной скорости полосу минного заграждения противника и в 22 часа оставили за кормой опасный район.

Объявляю боевую готовность номер два. После этого все с облегчением вздохнули. Приятно было передать Бодаревскому текст радиограммы, которую отстучал радист Наумов. Он передал в эфир: «В районе Сулина атаковал двумя торпедами транспорт противника водоизмещением шесть тысяч тонн. Возвращаюсь в базу».

Это был наш вклад в защиту Севастополя.

Стоя на мостике, вслушиваясь в ровный гул дизеля, подумал о том, что комсомольская путевка, проложив прямой, ясный курс моей жизни, привела меня на защиту Родины и я приложу мои знания, опыт и усилия для достижения победы над врагом. Вероятно, о том же думали и мои соратники, возвращаясь в осажденный Севастополь.

В полдень наша «малютка» подошла к Севастополю. Только что кончился очередной налет немецких бомбардировщиков. Вдали еще грохотали зенитки, отгоняя немцев от городских кварталов.

На пирсе нас встретил командир бригады. Он протянул мне руку.

— С первой победой! — поздравил он, приняв мой рапорт.

Девять раз возвращались мы в базу с рапортом о потопленных вражеских кораблях, но слова «С первой победой!» остались для меня и для экипажа лодки самой памятной и дорогой наградой...

Командование флота приказало эвакуировать из Севастополя все подводные лодки и базовое хозяйство.

В течение недели трудился экипаж «малютки» на береговой базе над демонтажом оборудования и погрузкой его на плавбазу «Львов».

Мотористы и электрики во главе с Семеном Билецким и Борисом Сергеевым разбирали дизели и генераторы базовой электростанции и грузили их на борт плавбазы. Трюмные Александр Акинин и Александр Морухов разбирали базовые компрессоры, им помогал весь экипаж.

Под вечер 5 ноября вышли из базы. У нас на борту был командир бригады капитан 1 ранга Михаил Григорьевич Соловьев.

Мы шли совместно с плавбазой «Львов» и подводной лодкой М-60.

Наш курс был проложен к кавказским берегам.